Проведенная в РФ реформа пенсионной сферы повлияла на разные слои населения. Анализ норм закона N 350-ФЗ, принятого в начале октября, показал, что выход на пенсию железнодорожников не попал под возрастные «увеличения». Повышение возраста для ухода на пенсию коснулось тех, кому недоступен досрочный отдых. В итоге железнодорожники-льготники получили преимущество перед остальными в пределах 10 лет.
Досрочная трудовая пенсия железнодорожникам
В ОАО РДЖ работает разветвленная система сотрудников. Многим из них доступен более ранний (по сравнению с остальными) уход на пенсию в связи со спецификой работы. Обеспечение безопасного режима перевозок и движения на железной дороге, поддержание локомотивов в исправном состоянии – сложная и ответственная работа. Она сопряжена с круглосуточной деятельностью: как днем, так и ночью. Поэтому такие лица получают от государства социальную привилегию – досрочную пенсию по старости.
Специфика пенсионного обеспечения железнодорожников:
- предпенсионный возраст уменьшен на 5 лет;
- выплата производится до конца жизни.
Не все сотрудники железнодорожной сферы — льготники. Ранняя пенсия РЖД доступна тем, кто попадает под нормы статьи 30 закона N 400-ФЗ.
Основные условия для установления досрочной трудовой пенсии
Пенсия железнодорожникам назначается раньше обычного срока при условии:
- выполнения на постоянной основе работ в составе локомотивной бригады или работ по безопасной перевозке грузов и пассажиров в метрополитене и ж/д транспорте;
- достижения минимального возрастного «порога»;
- накопления общего стажа (ОСС), сопровождавшегося оплатой взносов в ПФ РФ;
- наличия особого стажа (спецстаж) в рамках указанных работ.
Проведенная реформа не затронула критериев отправки железнодорожников на льготную пенсию. Показатели остались неизменны, все так же варьируются в зависимости от пола (ст.30 закона N 400-ФЗ):
Критерий |
Мужчины (лет) |
Женщины (лет) |
Возраст |
55 |
50 |
ОСС |
25 |
20 |
Спецстаж | 12,5 |
10 |
Дополнительное условие – индивидуальный коэффициент (пенсионный) не должен быть ниже 30-ти.
Для сравнения: с 2019 года заслуженный отдых доступен мужчинам с 65 и женщинам с 60 лет при условии, что есть 15 лет ОСС, ИПК – 30 (ст. 8 закона N 400-ФЗ).
Льготные профессии
Закон предоставляет льготы не всем пенсионерам-железнодорожникам. Статья 30 закона N 400-ФЗ, определяя право на «молодую» пенсию, в пятом подпункте пункта 1 отсылает к реестру профессий, утвержденному Правительственным Постановлением от 24 апреля 1992 г. N 272.
В нем упомянуты:
- бригадиры, дежурные, мастера и монтеры, работающие в обстановке интенсивного ж/д движения;
- работники станций с большим объемом и площадью (дежурные и диспетчера);
- диспетчеры и кондукторы;
- механики и регулировщики скорости;
- электромонтеры и электромеханики.
Данный список применим ко всем областям ж/д движения. Выплаты не зависят от сферы принадлежности предприятия, обслуживающего железнодорожные ветки. Железнодорожники частного сектора и государственного равны между собой при назначении пенсии. Главное – подтверждение условий ОСС и спецстажа, достижение исходного пенсионного возраста (55 и 50 лет).
Работникам, что не заняты непосредственно в локомотивных командах, не перевозят груз и не обеспечивают безопасности, льготный уход на отдых доступен со ссылкой на все ту же статью 30 закона N 400-ФЗ. Ее первый пункт (подпункты 1 и 2) отсылает еще к двум спискам профессий, принятым 26 января 1991 г. Постановлением СМ СССР N 10.
Список № 1 содержит специальности, работа по которым производится во вредных условиях. По нему «молодая» пенсия предлагается рабочим метрополитена и ж/д транспорта:
- бандажникам;
- заливщикам сплавов, в составе которых есть свинец и олово;
- пробивальщикам-продувальщикам каналов (труб);
- слесарям-ремонтникам, занимающимся подвижными составами, цистернами и их клапанами (при условии, что цистерны используются для этиловой жидкости).
Список № 2 привязан к сложным условиям работы (из-за чего она считается тяжелой) и более обширен. Здесь есть не только рабочие, но и специалисты, руководители. Смягчение пенсионных условий получают:
- аппаратчики и котельщики;
- кочегары и промывальщики;
- мастера промывочных станций (поездов, пунктов).
Регулярные ночные смены в метрополитене позволят стать пенсионерами раньше срока:
- бригадирам и дренажникам;
- водителям дрезин и машинистам;
- монтажникам, монтерам и наладчикам;
- операторам и тоннельным рабочим;
- слесарям и столярам;
- электромонтажникам и электромонтерам;
- инженерам и мастерам;
- инспекторам и техникам;
- электромеханикам.
Сотрудникам метрополитена льготный выход на отдых по списку № 2 доступен именно при ночных работах.
Формирование размера пенсии для сотрудников железной дороги
В России пенсия железнодорожникам может иметь как государственный, так и корпоративный характер. Сотрудник ж/д может выбрать схему своего страхования по возрасту:
- выплачивать взносы в ПФ РФ (как и работники остальных профессий – 22%);
- вносить страховые суммы в негосударственный ПФ.
Корпоративная страховая система позволяет сформировать резерв НПФ, из которого и производятся выплаты. Отчисления в такой фонд осуществляются по двойной схеме. Накопительная часть пенсии пополняется путем удержаний из зарплаты железнодорожника. Остальную часть выплат компенсирует ОАО РЖД.
Размер негосударственной пенсии зависит от:
- получаемой зарплаты;
- стажа участия в НПФ;
- выбранной схемы накопления.
Становясь участником НПФ, работник ж/д выбирает из нескольких вариантов:
- чисто страховой (низкие взносы, нет возможности передать по наследству);
- сберегательно-страховой (с установленного в соглашении момента средства могут быть переданы по наследству);
- страхово-сберегательный (наследование доступно с момента одобрения пенсии);
- сберегательный (после смерти железнодорожника передается его наследникам).
Выход на пенсию РЖД инициирует право на получение накопленных взносов из резервного фонда НПФ.
Социальные льготы для работников РЖД
Досрочная пенсия предложена железнодорожникам в качестве льготы за работу в нестандартных, физически сложных и опасных условиях. Из этого исходит государственное страхование. Корпоративная же система позволяет достичь двух целей:
- покрыть затраты такого ресурса, как здоровье;
- запастись деньгами для нормальной «пенсионной» жизни.
Законодательное регулирование
Анализируя свое право на досрочную пенсию, работник может просчитать общий трудовой стаж (из записей в трудовой книжке), просмотреть периоды работы на нужной профессии. Заглянуть в паспорт и убедиться, что достиг положенного возраста.
Основные сложности возникают при доказывании наличия специального стажа. Железнодорожникам рекомендуется внимательно отнестись к анализу своих документов, проверке записей в трудовой книжке, справок, полученных от работодателя. Грамотный подход к сбору документов – половина решения проблемы.